
Недавно в какой-то из очередных статей на тему самосовершенствования наткнулась на следующую фразу: «разрушительные практики, огламуренные ради наживы – элитный алкоголь, изысканный вкус, дегустации, сомелье. Красивые названия для поворота не туда». После чего меня просто порвало на миллион маленьких разъяренных лисичек. Я как-то даже не подозревала, что слово «сомелье» можно использовать как оскорбление. А «поворот не туда» в понимании девушки-«гуру» — это неспособность услышать собственное тело, его реальные (а не выдуманные) ощущения и реакции. Так, вот это уже понятнее и, по крайней мере, есть, за что ухватиться.
По какой-то не до конца понятной мне причине, все адепты ЗОЖ (к этому ЗОЖу я еще потом вернусь, кстати) предают полнейшей анафеме алкоголь. Вообще. Весь. Для них нет никакой разницы между бутылкой самогона и бокалом белого вина. Раз содержит спирт – сразу списать. Ибо негоже человеку, жаждущему единения с Божественным, глубокого понимания себя, внутренней гармонии (или чего еще они там жаждут) отравлять свой разум и тело алкоголем. У меня к подобным адептам один вопрос, а христианские монахи-то как? Они бедные всю жизнь проводили в молитвах, труде (причем в большинстве своем креативном и высокоинтеллектуальном, заметьте), употребляли по стакану вина (или пива) практически с каждым приемом пищи (любой алкогольный напиток был намного безопаснее воды), и так и не достигли «просветления»? Никакой гармонии? Почему-то в этом контексте очень хочется привести иллюстрацию в виде выдержки из Келлской книги, которую те самые «пьющие» ирландские монахи создали в 800 году.
Вопрос: человек, который это создал, не умел «проводить креативную энергию»? не слышал собственную душу? Не мог «успокоить блуждающий разум»? Честно? Мне кажется, что сложно придумать больший аскетизм и более сконцентрированную медитацию, чем выводить идеально ровные невероятно запутанные и при этом очень маленькие узоры на капризном пергаменте в холодном неотапливаемом помещении при свете нескольких свечей (в лучшем случае). Кто не согласен, сильно советую попробовать. Гусиные перья – не самый удобный инструмент для письма, так как напрягается не только кисть, но и вся рука, начиная с уровня плеча, чернила в пергамент не впитываются сразу (как с бумагой), а какое-то время подсыхают, и не дай Бог это случайно все размазать. И кстати, увеличительные стекла и очки еще не изобрели, всю эту миниатюрную кельтскую вязь надо как-то еще увидеть. Это я уже молчу о том, что яркие солнечные дни – не самая распространенная вещь во время ирландской зимы. При всем при этом, например, Устав Святого Бенедикта (главы 39 и 40) прямым текстом закрепляет за каждым монахом порядка 250 мл вина в день. И я уже даже не комментирую Причастие и весь символизм используемого в этом обряде вина.
Но вернемся к вопросу «услышать собственное тело». Пару недель назад коллега обронила фразу «у меня больше нет потребности в алкоголе». У здорового человека ее и не должно быть! В этом, собственно, и есть ключевой момент: у физически и психически здорового человека нет и не может быть потребности в алкоголе. С момента, как вода перестала быть опасной для питья, вино и пиво перестали быть насущной потребностью и стали излишеством. Все просто. В принципе, человек способен жить на хлебе и воде, все остальное (вообще все) можно воспринимать как излишество. Любое блюдо, в которое добавлены специи – это уже излишество, так как выходит за рамки удовлетворения исключительно базовой потребности тела в микроэлементах. И следуя этой логике все вековые кулинарные традиции нужно отправить туда же, куда и вековые традиции виноделия – в топку. Добавляем к этому Айфоны, всю художественную литературу и модную одежду. Все, теперь мы готовы познавать собственное тело: мерзнущие и голодные, в позе лотоса, так чтобы все ноги сводило – а то как же иначе прочувствовать все его истинные реакции?
Только вот ведь в чем загвоздка, а любовь здесь где? Та самая рекомендация, которая тоже из каждого утюга звучит «полюби себя». Что-то у меня принудительный отказ от всех «излишеств» с любовью ассоциируется слабо. А если представить, что все потребности тела можно расслышать, если попробовать послушать само тело? Поизучать его? Небольшими шагами без насилия над собой? Ну начать, к примеру, с принятия душа: как ощущаются кожей стекающие капельки воды; какая температура кажется приятной, а какая нет. Поэкспериментировать со временем принятия душа, продолжительностью и той же температурой: какая комбинация расслабляет, а какая, наоборот, концентрирует и тонизирует. И кстати, какой у вас любимый гель для душа? Нет, это не вопрос, каким гелем вы пользуетесь. У нас у всех, наверное, дома склад из подаренных и/или когда-то купленных средств (ну или позаимствованным у партнера). А вот реально, что нравится? Какой запах, консистенция, ощущение на коже, состояние тела после душа….
Я этот пример с душем и гелем привожу достаточно часто, потому что очень наглядно получается. Но по сути этот же подход идеально встраивается в любой процесс от поглощения пищи, до покупки одежды, косметики и прочего. Что будет, если откусить кусочек гамбургера из МакДональдса и прочувствовать весь спектр вкусов во рту? А если попробовать посмаковать глоток Кока Колы? Не бутылку выпить, а именно один глоток распробовать. Я тут как-то с пельменями поэкспериментровать решила, пришла к выводу, что их можно проглотить, только если а) залить кетчупом; б) замазать сметаной; в) запить сверху чем-то. А то иначе жуткая гадость…
И вот тут предлагаю вернуться снова к вину. Поймите меня правильно, я не предлагаю всем поголовно начать пить вино, я просто хочу, чтобы те, кто его любит и пьет (регулярно или не регулярно – это другой вопрос) не чувствовал себя «грешником». Не знаю, как по-другому выразить эту мысль, честно. Находясь в компании агрессивных трезвенников, мне даже временами стыдно бывает за свою профессию, вроде как они такие правильные, а я вот змей-искуситель и совратитель. Я думаю, что мясоеды, часто общающиеся с вегетарианцами, хорошо знают это чувство, так же как и традиционные виноделы в компании биодинамистов.
У меня еще один вопрос: а вот когда вы на отдыхе, в прекрасном местном ресторанчике на берегу моря, на тарелке свежайшие морские гады, рядом любимый человек, тепло, закатное солнце и тихий шелест волн. Официант советует к гадам местное розовое. Сколько вы возьмете? Бокал? Бутылку? 2 бутылки? Вопрос не праздный: чтобы получить удовольствие от процесса, насладиться сочетанием вкуса гадов и вина в компании любимого человека и под аккомпанемент моря хватит и бокала. Когда человек расслаблен и никуда не торопится, когда чувствам и ощущениям не нужно соревноваться с уймой дел, задач, страхов и волнений за внимание мозга, тогда и не требуется большое количество еды, алкоголя и чего бы то ни было еще, чтобы полностью (не люблю слово «тотально», но тут оно в тему) прочувствовать это удовольствие. И кстати, получается намного экономнее (1 блюдо + 1 бокал, никаких вам салатиков, десертиков, вторых бутылок и прочего). Все злоупотребления, как едой, так и алкоголем, происходят только от невозможности ощущений пробиться к нам в сознание, чтобы быть «прожитыми», так как большинство действий мы делаем автоматом и на бегу (даже ужин с друзьями, даже романтический ужин с любимым). А раз мягкие ощущения в небольших количествах не воспринимаются, значит, вводим тяжелую артиллерию: объедаемся и напиваемся. Скажите честно, вот если бы вы потратили весь год на то, чтобы ухаживать за своими лозами, потом любовно собрали виноград (спелый, сочный, обласканный южным солнцем), не спали ночами рядом с ферментационным чаном, разливали готовое вино по бутылкам, любовно наклеивали вами же придуманные этикеточки, вам бы хотелось, чтобы вашим вином напились, запивая пиццу из перехода (или курицу-гриль, например), а потом с утра проснулись с диким похмельем и начали рассказывать про вред диоксида серы. Вот честно? Мне так всегда обидно за виноделов. Люди, ну вот зачем столько пить? Природа и человек вложили море энергии, сил и труда, чтобы подарить вам моменты удовольствия, а не похмелье и головную боль. Виноделие – это такое же творчество, как картины, книги, театр, высокая кухня и высокая мода. И каждая бутылка – это произведение искусства, рожденное в творческом тандеме человека и природы. Так зачем уподобляться китайским туристам, за полчаса осматривающим весь Лувр? Так можно и Моной Лизой отравиться, нет?
Напоследок хотела рассказать свою историю, как я начала изучать тему виноделия. Я ее рассказываю достаточно редко, так как в ней мало гламурного и волшебного (а вот чувства юмора у Мироздания хоть отбавляй). Средиземноморский отпуск, пара бутылочек за все время под аккомпанемент местного сыра и винограда на балкончике под шелест волн – мой достаточно стандартный набор, начиная со старта профессиональной деятельности. Вкус вина мне нравился, остальной алкоголь я не любила (вкус пива вызывал реально отвращение, а все более крепкое вызывало отвращение уже одним ароматом спирта). И тут случилось страшное: организм вдруг перестал воспринимать алкоголь, совсем. Ну точнее, не совсем – один бокал вина усваивался, а все что сверху автоматом вызывало отравление. Наша доблестная медицина вынесла вердикт про некорректно функционирующую поджелудочную железу и посоветовала смириться с происходящим. Тут у меня родился коварный план: раз я не могу пить больше одного бокала (и возможно, что не смогу никогда), то я должна получать от этого бокала даже не 100% удовольствия, а 150% (желательно). Что для этого надо? Учиться. Пробовать разные вина, чтобы найти то самое, свое любимое. Чтобы безошибочно выбирать и не разочаровываться. Ибо я не могу себе позволить просто выпить бокал вина, если оно не очень, у меня только одна попытка, второй в этот день уже не запланировано. И я пошла учиться на любительские курсы (в общей сложности, наверное, штук на 5 по 6-7 занятий каждый). А так как тема меня реально увлекла, а девушка я дотошная, то следующей ступенькой стали курсы профессиональные. Вплоть до недавно полученного Лондонского диплома. А все для того, чтобы тот самый единственный бокал был идеальным (в сочетании именно с этой едой и именно этой обстановкой и компанией). И на первых этапах это был сначала просто рислинг, потом австрийский рислинг, потом какие-то конкретные виноделы… А потом пришло понимание, что любое качественное и с любовью сделанное вино может доставить максимум удовольствия, если его правильно подать в сочетании с подходящей едой и настроением (!) И кстати, медицина ошибалась. Примерно через год после начала моего обучения один профессор сделал простой анализ и нашел какую-то инфекцию, легко уничтоженную за 7 дней правильными антибиотиками. И я ей до сих пор безумно благодарна (инфекции, я имею ввиду).
По сети сейчас гуляет фраза, которую я регулярно наблюдаю в лентах знакомых, связанных с винным бизнесом: «В эпоху вейперов, хипстеров, веганов, кроссфитеров и прочих быть алкоголиком – это просто олдскульно круто». Вот так и шарахает эту тему от алкоголиков до абстинентов. А давайте жить где-то посередине, там, где удовольствие, отличное настроение и прекрасное самочувствие по утрам? Где виноделие – это такая же часть культуры, как средиземноморская кухня, фламенко, картины Ван Гога и романтические прогулки под луной? Где человек получает от своей жизни удовольствие, а не угнетает себя аскезой.
PS Обещала вернуться к ЗОЖу – у группы Ленинград есть шикарная одноименная песня (Ленинград — ЗОЖ), очень рекомендую послушать, если кто-то еще не слышал. Гениальный по своей глубине текст. В моем вольном переводе с матерного звучит примерно так: если в голове фигня полная, то нет никакой разницы, бухает человек или нет. Аминь.
Обсудить в Facebook
Обсудить Вконтакте